четверг, 5 июня 2014 г.

А.Алексин. Сигнальщики и горнисты.


Я не стал тогда это читать в журнале "Пионер", который выписывал, оттолкнуло название. От названия повеяло чем-то официозным - по крайней мере, по сравнению с повестями В.Крапивина, которыми тогда я взахлеб упивался.
Отторжение это усилилось, когда в 1984-м отовсюду заиграла песня "Сигнальщики-горнисты". Это сейчас понимаешь, что, да, к 40-летию Победы... А тогда она (песня) для меня просто заняла место в строю таких же, льющихся из динамиков по большим пионерским праздникам и в конце передачи "Пионерская зорька". Плюс дополнительное раздражение вызвала эксплуатация "раскрученного" названия.
И только сегодня, бессонной жаркой июньской ночью, я впервые прочел этот рассказ. Даже не знаю, что меня на это сподвигло, почему именно его. Не зная имени автора, я ожидал, по детским впечатлениям, погружения во что-то бравурно-красногалстучное. Увидев, что это Анатолий Алексин, мелькнуло - неужели он и "такое" писал? Ну да ладно, думаю, включу книжку на смартфоне в режим "бормотания", под неё в наушниках и усну... Как бы не так! Проснулся окончательно.
Мда... Нет, автор "Раздела имущества" остался верен себе. Кстати, "Раздел имущества" я впервые именно услышал - по радио, в детстве. Родителей моих тогда немного напрягало, что мне нравится слушать передачу "Взрослым о детях". А "Раздел имущества" - это было такое "Детям о взрослых", такое пронзительное... Я был близок к внутреннему плачу, когда это слушал.
И сейчас, слушая "Сигнальщиков...", - да, это тот самый Алексин, что в детстве пронзил меня насквозь. Ну, не знаю, "Убить пересмешника", "Поллианна", "Над пропастью во ржи", "Наверх по лестнице, ведущей вниз"... Вроде, мировые бестселлеры, но читаешь их как-то "познавательно" - вон оно как там, у "них"-то, - богатые тоже плачут! А Алексин как будто знает, за какие струны надо дернуть. Потому что знает, где они в тебе есть.
Скажите мне, люди добрые, кто-нибудь сейчас так пишет для детей? (Только, при всем уважении, позднего Крапивина не предлагать). Теперь что, кроме вариаций на тему Гарри Поттера, современный человеческий мозг ничего не способен ни породить, ни усвоить?
Слушаю дальше. Ну просто кладезь мыслей, хоть по стенам развешивай! Кстати, вернусь в школу - наверное, этим займусь: развешу по стенам полоски бумаги с разными цитатами, без автора и источника, только квадратик QR-кода рядом - на первоисточник целиком, пусть их ищут!
Нет, все же без претензий не обойдусь. Началось в колхозе утро: черно-белость попёрла. Война за всё хорошее против всего плохого. Все такие идеальные, ну да не без злодея, и сына его. А в конце... То ли лавры Гайдара, родившего тимуровское движение, не давали покоя, то ли и впрямь был заказ на новый почин - "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Прошу прощения у всех, кого оскорбили мои слова. Но и меня прошу понять: то, что Алексин написал - действительно побуждает к добрым делам. Если бы... если бы не превращалось это в "почины" и  "мероприятия" от прикосновения власти. Тогда - Советской.
Вот такое вот печальное послевкусие. А рассказ всё равно прочтите, кто с ним не знаком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий